09.05.2017

31.03.2017

Мария Павлова
Зеленая комната

#ретроспектива   

Куратор Мария Кошеленко

Текст:  Вера Заварзина

Хромакей (анг. chroma key) – технология, позволяющая совместить в одной композиции два и более кадра; проще говоря, с её помощью можно «удалить» беспредметный фон и подставить вместо него любую картинку. Хромакей активно применяется на телевидении и в современном кинопроизводстве. Используемый материал ядовито-зелёного цвета – бумага или ткань – также в обиходе называется хромакеем.

В работах Марии Павловой ситуация переворачивается с ног на голову: не условный зелёный фон хромакея заполняется подходящей декорацией, но хромакей-студия появляется в её пейзажах как неожиданный и чуждый персонаж. Мир на картинах Павловой оказывается буквально вывернут наизнанку: пространство зелёной комнаты, изначально ограничивающее внутреннее от внешнего, само становится ограниченным, а природа, призванная служить её внутренним наполнением, превращается в окружающую среду.

Выставка «Зелёная комната» ставит вопрос о возможности возвращения современного урбанизированного человека к первозданной природе. В своих работах Павлова систематически обращается к традиционной теме природы, и проблема её изображения в контексте современного состояния искусства – одна из тех, что легли в основу создания серии. Другая задача, которую ставит перед собой художница – реабилитация живописи как медиа современного искусства. В 2015 году Павлова жила в Монголии, затем провела два месяца в Бразилии, среди индейских племён. Но гогеновское обретение истины в природе «до цивилизации» оказывается невозможным для человека, существующего в постмодернистской парадигме, где такие категории, как подлинность или уникальность, оказываются дискредитированы. Первозданная природа остаётся недоступной, и всё, что остаётся современному человеку – это картинки природы, сформированные культурой, в том числе и культурой массового кино, снимаемого в пространстве пресловутого хромакея. Наш опыт опосредован сфабрикованными образами, даже когда мы сталкиваемся с природой лицом к лицу, о чём нам напоминает неизменная зелёная коробочка на картинах Павловой. В действительности, нужна ли современному городскому жителю эта самая подлинная природа, слишком совершенная, чтобы её постичь, слишком опасная для выживания? Природа, к которой стремится – пусть и неосознанно – современный человек, уже «приручена» культурой и цивилизацией, безопасна и «приятна во всех отношениях». Как и другие продукты массовой культуры, её легко и приятно потреблять. Одним из способов конструирования такой комфортной природы и служит хромакей, искусственное пространство, которое можно заполнить чем угодно, лишь бы оно доставляло удовольствие и радовало глаз. На протяжении пяти лет Павлова работала художником-постановщиком для оперы и театра, и этот опыт, несомненно, оказался принципиально важным в создании «Зелёной комнаты».

Зелёный цвет в изготовлении хромакея используется не случайно: такого цвета нет в человеческом теле, что значительно облегчает удаление ненужного фона в кинопроизводственном процессе; даже в природе такой оттенок практически не встречается. На картинах Павловой хромакей, продукт развитой цивилизации, конкурирует с природой и, настойчиво напоминая о себе, предлагает зрителю её искусственно и искусно созданный универсальный заменитель.

 

Работы Екатерины Медведевой из коллекции Благодаровых, также представленные на выставке, были отобраны самой художницей и, скорее, обозначают отправную точку для её размышлений о возможности современной регрессии к наивному состоянию. Мария Павлова родилась в Москве, но выросла в Вене, куда переехала в детстве, и идентификация с русской культурой соединилась в её опыте с западным контекстом, сформировавшим её как художницу. В декабре 2016 года Павлова познакомилась с Николаем и Раисой Благодатовыми и их коллекцией ленинградского искусства нонконформизма, где она впервые увидела работы Екатерины Медведевой. Наивное позднесоветское искусство стало для Павловой последним возможным пристанищем радикальной русской традиционности и своеобычности: может ли ещё в российской глубинке родиться художник-самородок, способный, подобно Медведевой, смотреть на мир наивным, «детским» взглядом?

                                                    http://www.maria-pavlova.com/